Фотосъемка ювелирных рельефов. Часть I

Написал

cameos-9-edit.jpg

Фотография №1

Я хотел бы коротенько описать некоторые свои экзерсисы по фотосъемке камей на агате. Фотографирование рельефной ювелирной пластики — жанр достаточно особый в ювелирной фотографии. Для того чтобы выгодно показать высоту резьбы по камню или металлу, свет приходится ставить способами, совершенно отличными друг от друга, и от тех способов, которыми пользуются для съемки остальных ювелирных вещей.

Сразу оговорюсь, съемку для каталогов в бестеневых боксах я не считаю предметом достойным обсуждения вовсе, так как эта технология не требует услуг фотографа, тут нужен некий «оператор камеры» — персонаж умеренно квалифицированный в предметной фотосъемке и начисто свободный от творческих амбиций.

Ювелирные рельефы на металле — задача особого уровня сложности, и ее я тоже буду обсуждать, но отдельным постом.

Итак, камеи на агате. Камея — разновидность ювелирной глиптики — искусства резьбы на цветных и драгоценных камнях. В отличие от инталии — изображения с углубленным рельефом, которое режется по прозрачному или полупрозрачному камню, камея — выпуклое изображение, делается чаще из непрозрачного, а лучше слоистого камня с разноцветными слоями (агат, сардоникс и т.д.), что позволяет «окрашивать» разные элементы рельефа в разные цвета. Рисунок рельефа может быть любым, но одним из наиболее популярных мотивов является изображение человека: конкретной персоны или выдуманного персонажа — портрет.

И здесь фотографа ждет первый подвох: в отличие от любого иного ювелирного рельефа, например, обронной резьбы, рельеф портретного изображения недостаточно светить просто под острым углом. Так, источник света, расположенный под углом в 30о относительно плоскости рельефа, но направленный в подбородок изображенного лица (если оно вырезано анфас, как режут лики святых), даст такую страшную рожу, что Джокер (который оппонент Бэтмена) покажется писаным красавцем.

И соответственно, правило первое — свет на камею, изображающую человеческое лицо, стоит ставить как на настоящий портрет, с поправкой на неполноту объема. Казалось бы трюизм, но многие его упускают из вида.

2-3

Фотография №2

И снова о бестеневых боксах. На фотографии № 2 вы можете увидеть что-то вроде подобного подхода. На самом деле, это снято иначе, так как «шапки Буратино» я в хозяйстве не держу, но это неважно. Среди «портретистов» тоже есть любители поставить две равномощных лампочки под углом в 45о, мол, зачем нам тени от носа? В любом случае, подобный способ съемки для рельефных изображений недопустим.

После нескольких маневров со светом, описание которых я опущу, я пришел к решению, приведенному на фото №1: камея засвечена кольцевой вспышкой + свет сбоку — 45о к плоскости камеи и 60о к вертикальной оси собственно изображения (+1,5 степа относительно кольцевой, тубус с сотовой насадкой).

1-10

Фотография №3

На фотографии №3 приведен пример неразумно острой постановки света. При том же наборе осветителей, боковая вспышка светит под 30о к плоскости и под 70о к вертикальной оси (почти строго в нос). Результат очевиден: высота рельефа несомненно видна, но картинка отвратительна.

Продолжение следует...

Камея «Итальянская Монахиня» из коллекции фирмы «Соколов». Ручная резьба, облагороженный агат, автор: Михаэль Пойстер (Michael Peuster), Германия, Идар-Оберштайн (Idar-Oberstein).

Агат — минерал, разновидность халцедона, представляющая собой плотный скрытокристаллический агрегат волокнистых или радиально-лучистых образований кварца (так называемого кварцина или ?-тридимита). Характеризуется многократным переслаиванием тонких (до 10 мкм) различно окрашенных слоев. Твердость по минералогической шкале 6,0-6,5.

Обронная резьба представляет собой рельеф с выбранным углубленным фоном и объемной обработкой изобразительных элементов, в отличие от штриховой гравировки, при которой на поверхность металла наносят порезки в виде контурных линий и штрихов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz

Comments are closed.