Как снималась реклама ОАО «Русские Самоцветы»
Приводя в порядок документы, я обнаружил мою переписку с рекламной службой «Русских Самоцветов», и оказалось, что наша летняя съемка начала обсуждаться в первой половине января (2008). Здесь я приведу некоторые выдержки из множества разнообразных бумаг, которые я сочинял в рамках выполнения этого проекта.
Из переписки, предварявшей работу, «Самоцветы» очерчивают круг представлений о себе, я комментирую и размышляю вслух:
РС1: Концепция — «семья, семейные традиции», слоган «с любовью».
ДА: Возможно не стоит замыкаться на традиционных семьях. Давайте учитывать сегодняшние реалии мегаполиса, когда существуют альтернативные семьи, гей-культура и т.д... В конце концов, современное экономически активное поколение сформировано на ценностях несколько отличных от советских.
РС: Фон, антураж — виды Петербурга: Поцелуев мост, Летний сад и т.п... (это наше видение, но, может целесообразнее, например, просто с каким-то белым задником, чтобы подставлять фоны-ситуации, как считаете? Понятно, что слякотно-зимний вид не покажешь летом...что еще можно сделать в спокойно-класиическо-традиционной манере?)
ДА: Под обтравку снимать не хочется. К тому же, все аппликации — бюджетный вариант достойный, скорее ломбарда, чем крупнейшего в России ювелирного производства. Я вижу несколько вариантов:
- Снимать в дворцовом интерьере, благо их много в Петербурге, у окна с соответствующим видом. Погода и свет конечно дрянь, но тут ничего не поделаешь, таковы наши местные реалии, есть вариант съемки на улице, но тут надо найти в прокат меха или что-то в этом роде2;
- Лимузин с открытым окном, за окном, что-нибудь сильно питерское;
- Просто интерьер с отсылкой к Петербургу (гравюры на стенах, пейзажи Петербурга, «зенитовские» шарфики etc.);
- Студию тоже никто не отменял, ну тут думать надо.
РС: Стиль — традиционный, классический, спокойный, «семейный» (без вызова, секса, декаданса, глОмура).
ДА: Здесь я категорически сомневаюсь. Наша ювелирная реклама отталкивает потребителя своей крайней скучностью и похоронной, звериной серьезностью. «Спокойный семейный стиль» отлично усыпляет, а нам надо продавать. В конце концов, реклама — инструмент возбуждения желаний, и она должна, обязана быть эротичной. Просто не надо полагать эротику изображением гениталий.
Дальнейшая переписка тоже весьма интересная, но ее публикация была бы неэтичной. Ниже полностью приведена моя записка, в рекламную службу «Русских Самоцветов», на основании которой должно было составляться ТЗ на фотосъемку и проводиться кастинг.
Темы
- Романтическая: женщина и драгоценности;
- Романтическая: мужчина и женщина;
- Преемственность поколений: наследство, подарок, бабушки и внучки, дочки-матери.
- Украшения для мужчин;
- Семейный обед (столовое серебро).
Общий концепт
Все фотоснимки так или иначе включают в себя петербургские мотивы и семейные ценности. Однако, во избежание пошлой банальщины и из соображений узнаваемости визуала, предлагаем снимать сюжеты скорее «артистично», нежели «гламурно». Здесь под «артистизмом» мы понимаем неформальную расстановку света, более жесткую и акцентированную, чем это принято в глянцевой фотографии, острые ракурсы, некоторый драматизм сюжетов, возможно, монохромную цветовую гамму снимков (ч/б или тонирование).
Большая часть снимков снимается или на натуре, или в помещении с большими окнами, с включением в кадр петербургского пейзажа (возможно и ночного). Учитывая, что ювелирные украшения должны однозначно читаться в кадре, вещи для съемки выбираются максимально крупные. В тех случаях, когда в кадре используются вечерние украшения, не терпящие дневного света, интерьер может быть закрыт, но декорирован живописными, фотографическими или гравированными пейзажами Петербурга.
Возможно, часть снимков удастся выполнить, не включая в кадр лица моделей. Руки часто выразительнее лиц.
Предварительный перечень сюжетов
Романтические темы: женщина и драгоценности, мужчина и женщина
- Женщина старшего или среднего возраста рассматривает украшение сидя в кресле у окна в углу комнаты. На стене фотография мужчины в военно-морском мундире или что-то в этом духе;
- Молодая женщина надевает драгоценности сидя у зеркала в ампирной раме в зеркале отражается фигура мужчины в смокинге, дворцовый интерьер;
- Женщина выходит из машины в кадре ее украшенная рука крупным планом, которую принимает рука мужчины. Руки в перчатках. На заднем плане акватория Невы и пр.;
- Мужская рука в рубашке, женские руки застегивают запонку;
- Женщина смеется, гладя в коробочку с логотипом «Самоцветов». На заднем плане фирменный пейзаж или оконце, на переднем плане затылок и плечи мужчины стоящего перед ней на коленях.
- Пожилая пара, женщина сидит на стуле, сзади ее приобнимает одной рукой мужчина, второй протягивает ей коробочку. На стене свадебное фото молодой пары на стрелке Васильевского острова.
Преемственность поколений: наследство, подарок, бабушки и внучки, дочки-матери
- Мама и дочка перед зеркалом. Мама примеряет правую, дочка левую серьгу;
- Женщина среднего возраста перед коляской, на улице. Женщина заглядывает в коляску в руке у нее золотая чайная ложка;
- Юноша в магистерской шапочке и мантии, наброшенной на плечи. Пожилой мужчина в полоборота со спины поправляет заколку на галстуке;
- Девочка лет восьми роется в шкатулке с драгоценностями, стоящей на полке перед зеркалом, рядом с зеркалом фотография мужчины в военной форме образца 50-х и женщины одетой по моде тех лет;
Украшения для мужчин
- Ночь. У решетки летнего сада стоит мотоцикл. На нем мужчина и женщина. В кадре руль мотоцикла на нем украшенная рука мужчины вторая держит перчатки. На заднем плане решетка, нога и бедро женщины;
- У окна. Торс мужчины в рубашке со спины его обнимают женские руки. С шеи свисает развязанный галстук с заколкой. За окном — как обычно.
Семейный обед (столовое серебро)
Здесь я право не нашел еще подходящей мизансцены. Один из вариантов — посуда крупным планом, а в ней отражается всякое — от пейзажей до сцен торжеств и т.д., но это очень сложный снимок, и не всегда эффектный. Как вариант, женщина накрывает на стол. Интерьер — квартира, окно с пейзажем, несколько стульев вокруг стола, включая детское кресло. Или уголок скатерти, кошка обнюхивает упавшую ложку.
В итоге все вышло несколько иначе, но об этом отдельным постом.
1РС - «Русские Самоцветы», ДА — Дмитрий Абезгауз
2 Можно попробовать договориться с каким-нибудь из меховых модельных домов, но тогда придется указывать их на рекламе, чего не хочется или сочинять ко-брэндинговую программу.